О духовности
Недавно среди старых книг нашла «Следопыты искусства» Геннадия Петрова. С интересом прочитала. И после комментариев к предыдущей заметке вспомнила один отрывок о значении духовности в жизни человека. Тем по большому счёту мы и отличаемся от животных, что недостаточно нам удовлетворения первичных потребностей, всё время наша душа ищет чего-то.
Приведу этот отрывок:
«Мы нуждаемся в художнике даже в минуты величайшего счастья и величайшей беды». Справедливость этой мысли Гёте была доказана в блокадном Ленинграде.
В январе 1942 года в помещении Союза художников на улице Герцена, 38 открылась выставка картин и эскизов, созданных в осажденном городе. Январь сорок второго… Днём и ночью грохочут взрывы фашистских бомб и снарядов. Сотни домов разрушены. Нет электроэнергии. Площади, проспекты, набережные превратились в снежные пустыни. Люди исхудали так, что кости выпирают из-под тонкой посеревшей кожи. Всё их питание – крохотный ломтик липкого темно-коричневого хлеба. Человеку едва хватает сил, чтобы разломать стул, протопить печку и хоть немного согреться…
Художественная выставка в самую страшную пору блокады! Неужели художники, скульпторы могли работать в таких нечеловеческих условиях? Неужели их земляки, которым каждую минуту смерть смотрела в лицо, нуждались в искусстве?
Изможденные, закутанные в кофты и платки, напрягая последние силы, художники доставляли на улицу Герцена свои произведения. Не все дожили до открытия выставки.
Евгений Панов принес два живописных этюда – «Строительство баррикад в Ленинграде». Но встретиться со зрителем уже не смог.
Михаил Герец привез на детских санках с далекой по тому времени 14-й линии Васильевского острова эскизы в тяжелых золоченых рамах. Он умер на обратном пути в мастерскую.
Скульпторы Надежды Хлёстова и Михаил Суцкевер, жена и муж, вылепили из пластилина фигурку санитарки. Михаил Максимович принес её, бережно завернутую в платок, и еле слышно произнёс:
— Это наша последняя работа. Надя вчера умерла. Чувствую, что и я долго не протяну. Прошу выставить эту работу.
И выставка открылась. На ней было сто двадцать шесть произведений. Они, рожденные кровью сердца, запечатлевшие боль и героизм Ленинграда, дали зрителям и самим художникам силы для борьбы. В книге отзывов появились скупые записи:
«Ухожу на фронт мстить врагу!»
«Спасибо вам, художники-герои!»
Вот оно какое – дарящее силу искусства.